Социальные услуги
Центр содействия семейному воспитанию города Челябинска предоставляет следующие виды социальных услуг:
1. Социально-бытовые услуги:
2. Социально-медицинские услуги:
3. Социально-психологические услуги:
4. Социально-педагогические услуги
5. Социально-правовые услуги:
6. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
Медицинская реабилитация
Организация медицинского обслуживания осуществляется на основании лицензии № ЛО-74-01-002314 от 16.09.2013 г.
При осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), организации сестринского дела, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии
При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: неврологии, педиатрии; б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии.
Ежедневно проводятся врачебные осмотры по обращаемости с последующим динамическим наблюдением. Профилактические осмотры проводятся врачами учреждения 1 раз в 3 месяца.
Осуществляются все необходимые параклинические исследования: общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, копрограмма, ВИЧ, маркеры вирусных гепатитов, УЗИ, ЭКГ, ФОГ и т.д.
Ежегодно с 2007 г. проходит диспансеризация детей.
В соответствии с Федеральным законом, нуждающиеся дети получают лекарственные средства по программе ОНЛС.
В учреждении работают физиотерапевтический и массажный кабинеты, кабинет лечебной физкультуры.
Психологическая реабилитация
В комплекс реабилитационных мероприятий в нашем интернате входят обязательные занятия с психологом (не менее 2 раз в неделю). Цель данных занятий состоит в создании благоприятной среды для эффективного компенсирующего развития высших психических функций и коррекцию психофизических нарушений.
Занятия состоят из четырех блоков, направленных на получение знаний о взаимодействии окружающих предметов, необходимых для формирования мыслительных операций путем стимулирования зрительного и двигательного восприятия. В первый блок входят артикуляционные упражнения, во второй кинезиологические, третий состоит из различных упражнений для развития памяти, внимания, воображения и мышления, в четвертый входят упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы. Все занятия составлены с учетом специфики психического дефекта воспитанников.
Так же психологи консультируют сотрудников и родителей по вопросам психологической помощи детям. Для профилактики профессионального выгорания сотрудников в нашем интернате проводятся релаксационные занятия.
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация проводится специалистами по социальной работе, социальным педагогом, юристом. Они решают вопросы социальной помощи и социальной защиты воспитанников по соблюдению Конституционных прав и исполнению Законодательства РФ в отношении детей-инвалидов. Они выступают посредниками между семьей, учреждением, в котором проживают дети, специалистами различных социальных служб, ведомств, административных органов, с целью предупреждения возможных конфликтных ситуаций и решения возникающих вопросов. Так, с целью установления родственных связей были проведены консультации с родителями, давшими согласие на усыновление, направлялись письма уведомительного характера о необходимости участия родителей (родственников) в жизни своих детей. В результате этой работы посещаемость значительно увеличилась: 2008г. - 70 воспитанников, 2009 -2012 - 117 воспитанников посещают родители (родственники).
10 воспитанников, оставшихся без попечения родителей, получили возможность временной передачи в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, 2 ребенка переданы под опеку родственникам, 1 ребенок усыновлен, 2 семьи восстановились в родительских правах и 8 семей отозвали заявления о согласии на усыновление (дети переданы на воспитание в семью биологических родителей).
Социальный работник организует работу по профилактике правонарушений и самовольных уходов: за «трудными» детьми закрепляются индивидуальные наставники из числа сотрудников, которые ведут дневники наблюдений, в них отслеживают динамику развития ребенка, проводят с детьми беседы, привлекают воспитанников к участию в праздниках, концертах, кружковой работе. В учреждении работает Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются разнообразные вопросы (персональные дела воспитанников с асоциальным поведением, даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми). Здесь же происходит закрепление и снятие с педагогического учёта воспитанников, склонных к самовольным уходам и совершению правонарушений.
Педагогическая реабилитация
Согласно приказу министра социальных отношений Челябинской области от 15 января 2008 года №8 «Об открытии реабилитационного отделения», а также в соответствии с Уставом Челябинского детского дома-интерната (для глубоко умственно отсталых детей), специалистами учреждения было разработано положение об отделении реабилитации. Издан приказ №2 от 16 января 2008 года об организации отделения на 144 койко-места.
В настоящее время в реабилитационном отделении находится 144 ребенка, все они распределены по группам:
- подготовительные группы (возраст от 5 до 10 лет)
- группы социально-трудовой реабилитации ( возраст от 10 до 18 лет)
- экспериментальная (дети с тяжелой умственной отсталостью)
Воспитательная работа в детском доме направлена на реализацию следующей цели: «организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов от 4-х до 18-ти лет, развитие личности ребенка для предстоящей самостоятельной жизни в социуме».
С 1 сентября 2009 года 106 воспитанников детского дома по рекомендациям ОМППК начали посещать МС(К)ОУ №57:
- 100 человек в 1, 4-х классах, где осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой;
- 6 человек в 7 классе, где продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность: швейное, столярное дело.
Спортивно-оздоровительная работа.
На территории нашего интерната оборудована спортивная площадка по мини-футболу и баскетболу, установлен теннисный стол, а также имеется спортивный зал, где находится все необходимое оборудование для групповых и индивидуальных занятий. Был принят педагог по физической культуре, который ведет секции футбола, баскетбола, шашек, шахмат и общей физической подготовки. С детьми систематически проводят спортивные праздники и соревнования. В летний период наши воспитанники выезжают на озера Смолино и Касарги, где купаются, загорают и набираются сил и здоровья.
Социокультурная реабилитация.
Большое значение в реабилитации детей-инвалидов имеет социокультурная реабилитация - это один из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества. Главная задача - приобщение детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. В рамках социокультурной реабилитации мы широко используем проведение экскурсий в парки города (парк им. О. Тищенко, парк им. Ю. Гагарина, Сад Победы), на Кировку, посещение музеев (музей воинов-интернационалистов, музей почтовой связи, музей леса, музей железной дороги, краеведческий музей, музей искусств), посещение театров (оперный театр им. М. Глинки, драмтеатр им. Н. Орлова, ТЮЗ).
Особое место занимает проведение выставок в детском доме: регулярно в холле выставляются работы детей, лучшие принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества на разных конкурсах и фестивалях. Также ежегодно наши воспитанники принимают участие в фестивале для детей-инвалидов «Искорки надежды», конкурсе художественной самодеятельности стационарных учреждений Министерства социальных отношений Челябинской области, конкурсе «Андрюша» на приз Андриса Лиепы, где занимают призовые места, становятся лауреатами и награждаются ценными подарками, дипломами и грамотами. В 2012 году наши воспитанники приняли участие в 9 Московском Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» в номинациях: «Хореография», «Вокал», «Художественное декоративно-прикладное творчество».
В учреждении создано 9 кружков по интересам детей: «Веселые нитки», «Очумелые ручки», «Город мастеров», кружок оригами, театральный кружок под руководством старшего воспитателя, хореографический кружок под руководством хореографа, вокальный кружок под руководством музыкального руководителя.
Волонтерскую работу проводят с детьми детского дома студенты Челябинской государственной медицинской академии, базового медицинского колледжа, ЮУрГУ. Они проводят праздники, концерты, спектакли, прогулки с детьми отделения «Милосердие».
Педагоги-руководители кружков уделяют большое внимание творческой реабилитации, эстетическому воспитанию, умению воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, принимать посильное участие в создании прекрасного в жизни, труде, быту, в отношениях людей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. в декабре в Челябинском детском доме-интернате был открыт компьютерный класс, оборудованный современными компьютерами и принят преподаватель информатики – педагог высшей категории.
Занятия в компьютерном классе проходят уже 4-й год. Работа ведется в рамках кружка по освоению компьютерной грамотности. Ребята занимаются 2 раза в неделю.
Использование компьютеров является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного фона.
Используются в работе специально разработанные программы Е.И. Яковлевой «Лого мозаика», «Перволого», «Уроки мудрой совы» - виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе.
Обстановка на занятиях спокойная, доброжелательная. Каждый получает задания по силам и возможностям, и не испытывает больших проблем при выполнении.
В 2011 году воспитанники детского дома под руководством преподавателя информатики приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса электронных проектов и презентаций по проблеме историко-культурного наследия «Виртуальная экскурсия по родному краю» в номинации «Патриотическое воспитание». Где показали и рассказали о музее воинов-интернационалистов, в котором перед этим побывали и были награждены грамотой и книгой о Челябинске.
Результатом эффективной работы реабилитационного отделения можно считать тот факт, что часть наших выпускников после исполнения им 18-ти лет попадают в геронтологические центры, дома-интернаты общего типа.